Педагогика Сократа

Сократ помогал студентам узнать о своём собственном невежестве и прийти к подлинному пониманию истины – посредством науки самоосознания постигаемой в непринуждённой беседе.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Если все думают одинаково, значит кто-то не думает»

Сократ, называвший себя «интеллектуальной акушеркой, зажигающей сердца светочем знания», помогал студентам «узнать о своём собственном невежестве и прийти к подлинному пониманию истины». Он не читал студентам лекций, а вовлекал их в непринуждённый диалог, – чтобы те раскрывали все необходимые истины внутри себя. При этом Сократ в педагогических целях нередко разбивал чувство собственного достоинства своих студентов. Разработанная для самоосознания и философского поиска истины, педагогическая методика Сократа – очень эффективна в развитии лидерских качеств.

Преподавательское лидерство. Задача преподавателя заключается в том, чтобы побудить студента самостоятельно задаваться правильными вопросами, которые приведут его к разумным выводам. Видя, что ему удалось найти ответ на поставленный вопрос, – пользуясь привычной для себя логикой, – студент становится всё более и более самостоятельным и уверенным в себе.

Наставническое лидерство. Задача наставника заключается в том, чтобы поделиться со студентами своим практическим опытом самоосознания и рационального мышления – посредством групповых и индивидуальных бесед. Проводя групповую беседу, наставник инициирует живую дискуссию и помогает своим подопечным извлечь ценный урок или усвоить важную истину. По ходу беседы наставник на общих основаниях также делится и своим собственным практическим опытом самоосознания, согласующимся с философской системой, последователем которой он является.

Руководительское лидерство. Задача руководителя – регулярно выделять время для философского общения со своими ключевыми помощниками. Это благоприятно сказывается на личностном росте помощников и также способствует более качественному пониманию помощниками потребностей руководителя.

Последователь лидера. Когда между лидером и подопечным возникает высокий уровень взаимодоверия, – основанный на глубоком понимании взаимных убеждений, – это может привести к тому, что подопечный получает инициацию у лидера и становится его последователем. Для последователя отношения с лидером имеют больший синергетический эффект, чем для подопечных, чьё участие в проводимых им групповых беседах в большей или меньшей степени формальное. Последователь более чутко понимает потребности лидера и философию, которой тот руководствуется. Понимает сам и транслирует это понимание своим подопечным. Демонстрируя своим собственным примером эффективность той философии, на которую опирается его лидер, последователь тем самым ещё сильнее упрочняет авторитет своего лидера.

Приятельское лидерство. Лидерство среди равных – самое сложное. Без формальной «трибунной» позиции руководства, лидер имеет мало рычагов для влияния на других людей. Однако у приятельского лидерства есть серьёзное преимущество: как правило, сверстники более открыты друг для друга и более откровенны друг с другом, – чем в случае общения с начальством, – и поэтому с большей готовностью делятся альтернативными точками зрения. Такой взаимообмен способствует творческой и конструктивной обратной связи.

Так или иначе, при всех шести этих формах лидерства, лидер выступает в роли «ювелира идей», используя свой навык ведения конструктивных бесед, как молоток «золотых дел мастера» – помогая своим подопечным отточить свои убеждения до невероятной утончённости и блеска.

Lt Col Aaron A. Tucker. Leadership by the Socratic Method // Air & Space Power Journal. 21(2), 2007. pp. 80-87.