Министерство обороны – за нравственное перевооружение

Мы постигли тайны атома и отвергли Нагорную Проповедь. Наш мир блестит без мудрости, пышет силой без совести. Мы живём в мире ядерных гигантов и этических младенцев.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Статья написана по стопам конгресса «Духовно-нравственные основы армии», организованного Павлом Грачёвым, министром обороны Российской Федерации. В статье отражена общая суть обсуждаемых на конгрессе вопросов.
По инициативе министра обороны Российской Федерации, Павла Грачёва, в Москве состоялся конгресс: «Духовно-нравственные основы армии». Резюмировать все обсуждаемые на конгрессе темы можно следующими словами: «Мы постигли тайны атома и отвергли Нагорную Проповедь. Наш мир блестит без мудрости, пышет силой без совести. Мы живём в мире ядерных гигантов и этических младенцев». На этом семидневном конгрессе, – в котором приняли участие более 500 российских штабных начальников, – был рассмотрен вопрос о возрождении нравственных этических норм среди военнослужащих.

Нравственность – это главное украшение не только лидера, но и вообще любого человека. Лишённый нравственной основы человек, обычно руководствуется следующей сомнительной философией «Пока мои действия ни кому не идут во вред, я могу делать всё, что угодно. Личная жизнь – это личное дело каждого. Если это не сказывается на качестве работы, моё начальство не вправе осуждать или наказывать меня за мою личную жизнь». Такую философию безнравственные люди используют для того, чтобы злоупотреблять наркотиками, алкоголем, враньём, мошенничеством и в особенности сексом.

Наше общество сегодня пронизано цинизмом и криводушием. Причина тому – релятивизм мировоззрения: отсутствие чётких критериев того, что считать хорошим, а что плохим. В особенности отсутствие таких критериев наблюдается в отношении к беспорядочному сексу. Из-за релятивизма человек склонен думать, что всё относительно; что нет ничего, что было бы абсолютно хорошим или же абсолютно плохим. В результате честность и порядочность для него обесцениваются. На их место приходит идея, что я должен победить любой ценой. Релятивизм сегодня захватил подавляющее большинство образованной интеллигенции. Поэтому призывы к нравственному поведению, зачастую воспринимаются в штыки: «Какое право ты имеешь указывать, как мне вести себя в личной жизни?!» Нравственные стандарты настолько подорваны сегодня, что многие люди уже не могут отличать хорошее от плохого. Раскаяние сегодня уже не в моде, а измена не только в обыденную повседневность превратилась, но и стала образом жизни. Единственная мотивация, которая сегодня осталась у людей – это своекорыстие.

Но нам нужен другой мир! Любой руководитель мечтает о подопечных, которые инстинктивно делают правильные вещи, не дожидаясь распоряжений. Эта мечта исполнится лишь тогда, когда у людей появится точный «моральный компас» – когда они будут руководствоваться зрелыми нравственными убеждениями.

Наши представления о нравственности формируются под влиянием семьи, общества, образования, духовной культуры, сверстников. Однако то, что все эти источники транслируют нам сегодня – весьма сомнительно. Институт семьи, – где закладываются самые основы нравственности, – сегодня весьма неустойчив. Нынешняя система образования, в которой нет места духовному воспитанию, потерпела полное нравственное фиаско, – там не учат, что является хорошим, а что плохим.

В прошлые десятилетия родители отправляли своих детей получать духовное образование. Однако сегодня такая практика отсутствует. Поэтому молодёжь легко поддаётся дурному влиянию сверстников и начинает злоупотреблять алкоголем, сексом; ведёт себя лицемерно и обманывает. Всё это – результат отказа образовательных учреждений от преподавания нравственных стандартов; результат вытеснения из системы образования религиозного и духовного воспитания. Поскольку в систему образования религиозное и духовное воспитание не включено, молодёжь не имеет склонности заниматься духовной практикой. Хотя именно духовность и закладывает прочную нравственную основу.

Нравственное этическое поведение можно привить только заслужив уважение своих подопечных – демонстрируя на личном примере те ценности, которые провозглашаем. Не уважая нас, молодёжь не воспримет никаких призывов к нравственности. Набор предписаний и запретов с предупреждениями и наказаниями – не поможет.

Решение в том, чтобы воспользоваться помощью капелланов. Нам нужно поощрять капелланов преподавать духовные основы этического поведения; проводить консультации и семинары. На всех этих мероприятиях капелланы, прежде всего, своим реальным опытом духовным делиться должны, а не отстранённой философией. Мы конечно не вправе принуждать молодёжь к религиозному обучению, но мы должны поощрять её в этом направлении. Это важно постольку, поскольку зрелая духовная вера трансформирует личность на самом глубинном уровне. Никакая другая практика, помимо духовной, к такой трансформации не приводит.

Итак, какую роль армия вообще и капелланы в частности могут сыграть в духовно-нравственном воспитании молодёжи: 1) смириться с тем, что поступающая в армию молодёжь безнравственна и не имеет представлений об этике; 2) отводить воспитанию духовно-нравственных принципов – первостепенную роль; 3) помочь молодёжи сформировать свой внутренний нравственный компас; 4) всё то, чему хотим научить молодёжь – прежде всего личным примером демонстрировать; 5) всячески пресекать сексуальную распущенность; 6) помогать семьям своих подопечных воспитывать будущее поколение; 7) работать над формированием и поддержанием брачных союзов.

Только благодаря такому духовно-нравственному воспитанию исполнится наша мечта о подопечных, которые инстинктивно делают правильные вещи, не дожидаясь распоряжений. Духовно-нравственное воспитание делает личность целостной, порядочной и полной – во всех аспектах жизни. Будучи лидерами – мы хотим показывать такую целостность своим примером. А будучи инструкторами – мы хотим поощрять такую целостность в новом поколении. Мы не должны обманывать себя и своих подопечных мыслями о том, что мы как-то по-другому к успеху прийти сможем.

Maj Gen Jerry E. White. Personal Ethics versus Professional Ethics // Air & Space Power Journal. 10(2), 1996. pp. 30-34.