Современные Школы Бизнеса – присматриваются к древней ведической педагогике

Сегодняшние студенты, как правило не уважают своих преподавателей и представляют из себя высокомерных клиентов потребляющих знание. В ведической традиции дело обстоит иначе.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Сегодняшние студенты, как правило не уважают своих преподавателей и представляют из себя высокомерных клиентов потребляющих знание. Тогда как в ведической традиции обучение начиналось с того, что студент: 1) уважительно относился к изучаемому предмету и преподавателю; 2) возлагал ответственность за получение знания на себя; 3) занимал смиренную ученическую позицию, ставя себя ниже учителя. [1]

В ведической традиции к образованию относятся очень уважительно, поэтому положение учителя считается даже более возвышенным, чем положение царя; учителям в ведической традиции оказывают большее почтение, чем царю. Образование – это источник силы и света, благодаря которым мы можем трансформировать свою природу; и роль учителя в этой трансформации имеет решающее значение. [2]

В ведической традиции внутреннему настроению учителя предаётся значительно большее внимание, нежели формальному процессу преподавания. Это настроение можно перенять только благодаря близким личностным отношениям. Поэтому студент на протяжении всего своего обучения постоянно живёт вместе с учителем – в его школе-ашраме. Ашрамы располагаются в сельской местности, в отдалении от города. Потому что естественные природные условия очень способствуют развитию отношений с другими людьми, с природой и с Богом. Одновременно в ашраме учится лишь 7-10 студентов – чтобы у каждого из них была возможность общаться с учителем индивидуально. [2]

Ведическая педагогика охватывает как духовные, так и материальные аспекты нашей жизни. Её цель – помочь человеку достичь духовного совершенства; реализовать свою глубинную духовную природу; восстановить отношения с Верховной Личностью, Богом, Абсолютной Истиной, которая является причиной всех причин. Ведическая педагогика даёт для этого целостную систему, охватывающую все аспекты человеческой жизни. [2]

Для последователей ведической культуры образование не сводилось к тому, чтобы научиться зарабатывать средства к существованию; цель была – развить практические навыки, к которым у тебя есть предрасположенность, и задействовать их в служении социуму; при этом без привязанности к плодам, а только исходя из понимания, что такой образ действий угоден Богу. [2]

Уборку и другую черновую работу производят сами студенты – это помогает развить смирение и обрести равнодушие к социальному престижу. Ценность деятельности в ведической традиции определяется по тому, в каком настроении она выполняется, а не по тому, насколько она «престижна». Поэтому если студент выполняет даже простую задачу, но добросовестно и без чувства привязанности к плодам – он прогрессирует. [2]

PS. Распространённые ныне научно-практические конференции, а также такие педагогические форматы, как проведение дискуссий, семинарские встречи и т.п. – берут своё начало в ведической педагогике [2]


Библиография

1. Glauco De Vita, PhD (Oxford Brookes University Business School). Rethinking the internationalisation agenda in UK higher education // Journal of Further and Higher Education. 27(4), 2003. pp. 383-398.
2. Gita Wijesinghe, PhD. Indian Philosophy as a Means for Understanding Modern Ashram Schools // Comparative Education. 23(2), 1987. pp. 237-243.