Гарвардские доктора медицины о психотерапевтическом потенциале «Бхагавад-гиты»

Гита – идеальная основа для комплексных психотерапевтических методик – проблемно-ориентированных, мотивационных и др.; духовность – основная составляющая психического здоровья.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

«Бхагавад-гита», или Песнь Бога – это ведическое произведение записанное 5000 лет назад великим мудрецом Вьясадевой. В семистах стихах «Бхагавад-гиты» рассмотрены такие темы как богословие, духовность, человеческая психология и этика. Повествование ведётся в форме диалога между Арджуной, царевичем династии Пандавов, и его возницей, Кришной.

Помимо своей основной духовной направленности, «Бхагавад-гита» также является эффективным методическим пособием по психотерапии, в особенности что касается проблемно-ориентированной, мотивационной, поведенческой, гуманистической и экзистенциональной психотерапии.

Будучи вовлечённым в братоубийственную войну, Арджуна приходит в замешательство, и не находит в себе силы сражаться. Кришна, наставляя Своего друга, Арджуну, помогает ему выпутаться из этой ситуации. Кришна начинает с объяснения основополагающих принципов бытия: цикличность рождения и смерти, бессмертие души, бескорыстная деятельность, контроль чувств, опасность материалистического мировоззрения. По мере повествования, Кришна предлагает Адржуне три возможных пути решения проблемы: Путь Знания, Путь Деятельности и Путь Преданности.

Поскольку комплексная психотерапия рассматривает духовность в качестве основной составляющей психического здоровья, современные психотерапевты довольно часто пользуются терапевтическими жемчужинами «Бхагавад-гиты».

Ниже приведены несколько показательных стихов из «Бхагавад-гиты», иллюстрирующих: 1) затруднительное положение Арджуны; 2) поставленный Кришной диагноз; 3) консультирование, учитывающее когнитивно-поведенческие и метакогнитивные особенности; 4) успешный результат терапевтического вмешательства. Однако систематическое рассмотрение стихов «Гиты», имеющих отношение к перечисленным темам, выходит за рамки этого короткого эссе.

«Тело моё охватила дрожь, волосы встали дыбом, лук Гандива выпадает из моих рук, а кожа пылает, как в огне. Я более не в силах оставаться здесь. Память отказывает мне, и разум мой помутился. Всё, что я вижу, предвещает одни лишь несчастья, о Кришна, сразивший демона Кеши» (1.29-30).

«Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей» (2.47).

«Арджуна сказал: О Кришна, как распознать человека, обладающего этим божественным сознанием? О чём он говорит и как выражает свои мысли? Как он сидит и как ходит?» (2.54)

«Верховный Господь сказал: О Партха, о человеке, который очистил свой ум от всех желаний, берущих начало в чувствах, и черпает удовлетворение только в своём истинном «я», говорят, что он обладает чистым, божественным сознанием» (2.55).

«Гнев порождает полное заблуждение, а заблуждение затмевает память. Вслед за памятью пропадает разум, и тогда, лишившись разума, человек снова погружается в пучину материальной жизни. Но тот, кто, следуя регулирующим принципам свободы, избавился от всякой привязанности и неприязни и держит свои чувства в узде, может в полной мере обрести милость Бога» (2.63-64).

«Арджуна сказал: Дорогой Кришна, о непогрешимый, все мои заблуждения теперь рассеялись, и Твоей милостью ко мне вернулась память. Сомнения покинули меня, и я преисполнен решимости действовать так, как Ты велишь» (18.73).

Ananda K. Pandurangi, MD (Harvard), Matcheri S. Keshavan, MD (Harvard). Psychotherapy in the Bhagavad Gita, the Hindu Scriptural Text // The American Journal of Psychiatry. 171(8), 2014. pp. 827-828.