Будущее религии в Индии

Научный анализ влияния различных религиозных традиций на будущее. Внутренняя диалектика индийской нации; её непостижимое сочетание единства и разнообразия.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Автор дистанцирует себя от какой бы то ни было организованной религии, и поэтому в своём исследовании анализирует будущее не религии как таковой, а её, религии, влияние на будущее. По мнению автора, самое подходящее место для подобного исследования – это Индия, где религиозные традиции представлены в самом широком спектре и где подавляющая часть населения склонна однозначно идентифицировать себя с одной из религиозных традиций.

Существенный аспект внутренней диалектики индийской нации – это принцип т.н. ненасилия. В истории Индии есть многочисленные примеры того, как руководствуясь этим принципом, нация с честью преодолевала напряжение и беспорядки смутных времён. Так например, Мохандас Ганди с помощью политики ненасилия устроил в стране революцию и захватил власть. Однако, по мнению автора, захват власти – это не самое лучшее применение принципа ненасилия. Этот принцип более уместен в приложении к трансформации отношений. Одна из иллюстраций подобной трансформации – уникальный подход в урегулировании конфликта, возникшего в провинциальном городке Айодхья. Когда в Айодхье увеличились напряжение и беспорядки, а также появились нотки сепаратизма, жители Кералы (штат в Южной Индии) провели беспрецедентную демонстрацию: вокруг всего штата выстроилась 720-километровая живая цепь, все «звенья» которой обязались содействовать национальной интеграции и развитию духа дружелюбия. По мнению автора, любые наши действия должны совершаться с оглядкой на историю и согласовываться с «паутиной человеческих отношений», – с тем, чтобы, переосмысливая значение человеческого существования, извлекать из истории важные уроки.

Обращаясь к религиозному, культурному, историческому, политическому, экономическому и правовому наследию индийской нации, мы обнаружим в её идеологии уму непостижимое сочетание единства и разнообразия: локально-национальная, доверчиво-проницательная, беспорядочно-последовательная, податливо-непоколебимая, осязаемо-неуловимая, – это лишь некоторые из бесчисленного множества отличительных характеристик Индии. При всём разнообразии этих характеристик, у них также есть и кое-что общее: уклонение от любого рода количественных оценок, обобщений, теоретизирований и амбиций на превосходство.

Автор считает, что при анализе того, каким образом религия влияет на будущее, важно не останавливаться на том, чтобы изучать культурообразующую систему ценностей и символов, а сосредоточиться прежде всего на том, чтобы понять глубокие корни человеческой цивилизации, индивидуальные интересы каждого общественного класса, а также историческую и культурную обусловленность традиции. Кроме того, исследование религии сможет привести к ощутимым практическим результатам лишь в том случае, когда мы перестанем считать её продуктом изобретения человека и прекратим попытки ограничить её временными и территориальными рамками.

S.P. Udayakumar. Journal of Futures Studies, May 2000, 4(2):119-126