Реконструкция вдохновения

5 правил для составления планов, которые сбываются. Телепатия ожиданий; 5 её составляющих. Три механизма передачи культурно-нравственных ценностей.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Данная статья – это конспект трёх первых дней (из шести) тренинга Шримати Урмилы деви даси, ученицы Бхактиведанты Свами Прабхупады. Тренинг называется «Как вдохновлять людей». Первый день был посвящён тому, как составлять планы, которые осуществляются. Во второй день давалось понимание того факта, что любые наши ожидания – отдаём мы в них себе отчёт или нет – влияют на объект наших ожиданий. В этот же день давалась практика, каким образом сознательно «телепатировать» свои ожидания. Третий день был посвящён технике передачи культурно-нравственных ценностей: каким образом стать для людей авторитетом и каким образом побудить их следовать установленным нами правилам. Усвоив все эти три темы, и практикуя соответствующие техники в жизни, мы будем вдохновлёнными сами, и будем способны вдохновлять всех тех, кто с нами соприкасается.


СБЫВАЮЩЕЕСЯ ПЛАНИРОВАНИЕ

Прежде всего, мы должны знать, какова наша цель, причём знать позитивную её формулировку. Кроме того, цель должна быть в сфере нашего влияния. Т.о. это два самых важных правила составления плана, – без которых он не осуществится, даже при исполнении остальных трёх. Итак, пять правил составления плана: 1) позитивная формулировка, 2) в сфере моего влияния, 3) соответствие времени, месту и обстоятельствам, 4) специфические мышление, эмоциональные ощущения и чаяния («бессознательные» стремления), 5) в гармонии с остальными аспектами моей жизни.
I. Позитивная формулировка. Мы должны точно знать, куда идём. Например, покупая билет на самолёт, мы не можем сказать кассиру: «Я хочу куда-нибудь на запад» или «Не важно куда, лишь бы не в Берлин». Что будет, если кто-то скажет нам: «Пожалуйста, подумайте о чём-нибудь, но только не о слонах»? – Мы будем думать именно о слонах! Итак, мы получаем именно то, на что фокусируем свой ум. Поэтому, фокусируясь на том, чего не хотим, – мы получаем как раз то, чего не хотим. Если же мы думаем не о проблеме, а о решении – проблема уходит сама собой.

Однако нам иногда очень сложно дать позитивную формулировку своей цели – мы знаем только откуда идём, и куда не хотим попасть. Подобная сложность связана с нашими детскими самскарами (отпечатками впечатлений в памяти). Ведь в детстве родители учили нас: «Не обижай сестру, не дёргай её за косички», «Не бегай!», «Не трогай!». Родители не говорили нам, что нам «делать», а говорили – чего «не делать». Именно здесь коренится наша привычка думать о том, чего мы не хотим.

Поэтому когда у вас возникнет желание сказать своим детям что-то вроде: «Не прыгай на диване!», – воздержитесь. А вместо этого подумайте, чего же вы на самом деле от них хотите. Вы хотите, чтобы дети просто посидели на диване? Или вообще слезли с него? Или же хотите, чтобы они ушли в другую комнату? Итак, негативное мышление – это наша глубоко укоренившаяся привычка. Сама собой она не исчезнет. Для её нейтрализации нужна систематическая практика, – та, которая поможет смотреть на окружающий мир по-другому. Не через призму приобретённых в детстве самскар.

II. В сфере моего влияния. Если я хочу, «чтобы со мной хорошо говорила моя жена» или «чтобы была хорошая погода», «чтобы дети успокоились» – то это не под моим контролем. Мы должны планировать то, что мы можем. Причём, планируемое действие должно быть под нашим контролем не частично, а полностью. Частичный контроль не подходит. Например: «Что я могу сделать, чтобы побудить своего мужа говорить со мной лучше?» Итак, это два самых важных правила составления плана. Без них план не будет продвигаться и не осуществится.

III. Соответствие времени, месту и обстоятельствам. Желая, «чтобы мои дети были спокойны» или «чтобы я сама всегда была спокойной» – вы хотите спокойствия везде и всегда? Во-первых, это невозможно. Во-вторых, хотите ли вы оставаться спокойной, когда ваш ребёнок тонет в реке или выбегает на дорогу перед машиной? Другой пример: у кого-то может быть план вставать каждое утро в 2 часа ночи. Однако всегда это делать невозможно. В какой-то день вам потребуется встать ещё раньше, а в другой – просто не сможете подняться в два. Итак, составляя план, мы должны учитывать конкретные время, место и обстоятельства; а также учитывать в плане других людей – которые могут помогать или препятствовать осуществлению плана.

IV. Специфическое мышление, эмоциональные ощущения и чаяния. О чём мы думаем, что чувствуем и чего желаем. Все эти три составляющие должны быть согласованы. Например, я хочу влюбиться. Любовь это прежде всего чувство. Однако для её возникновения я должна правильно вести себя. Эти действия могут быть как внутренними (на уровне сердца), так и внешними (на уровне тела). Если я просто изменю своё поведение, но мои сердце и ум будут в другом месте – очень трудно будет придерживаться такого поведения всегда. С другой стороны, если я сосредотачиваюсь лишь на своих мыслях, но при этом не изменяю своё неуместное поведение – мне будет трудно поддерживать правильные мысли. Аналогично и с чаяниями: определённые мысли и эмоциональные ощущения провоцируют соответствующие им чаяния.

Например, мы можем запланировать вставать в 3:30 утра. Данный план прежде всего касается нашего поведения, однако вместе с поведением мы должны также определиться с тем, о чём при этом хотим думать и что при этом чувствовать, к чему стремиться. Или, допустим, мы хотим стать смиренными. Обычно под смирением понимают способность человека не гневаться, когда его задевают. Однако, планируя стать «смиренным», нужно дать «смирению» более широкую и позитивную формулировку – на каждом из трёх этих этапов (мышления, эмоций и чаяний).

V. В гармонии с остальными аспектами моей жизни. Допустим, мы запланировали читать книги по самоосознанию в течение пяти часов каждый день, или заниматься медитацией каждый день по 6 часов, или каждый день вста-вать в 1:30. Всё это позитивно, всё это в сфере нашего влияния; всё это соответствует времени, месту и обстоятельствам; можно даже мышле-ние, эмоции и чаяния соответствующие спланировать. Однако подобные действия – конечно если мы не в монастыре живём – скорее всего войдут в жёсткое противоречие с остальными аспектами нашей жизни. Либо супруг скажет: «Всё, привет!», либо дети не будут как следует питаться, либо мы не сможем поддерживать своё жилище в чистоте. Поэтому составляя план, нужно позаботиться о том, чтобы он гармонировал со всеми остальными аспектами жизни.

Позаботиться о гармоничности плана помогут несколько простых вопросов. Прежде всего, необходимо осознать, что именно мы планируем – прочувствовать план в себе; и также отдавать себе отчёт в том, что трудности – возможны. Ведь если бы трудностей не было, план бы уже осуществился. Нужно не побояться задать себе вопрос: «В чём сложность?» Также при составлении плана следует ответить себе на следующие вопросы: Как этот план повлияет на мою жизнь, как повлияет на жизнь других? Как этот план соотносится с тем, что было в прошлом? Необходимо подумать обо всех обстоятельствах и людях, которые прямо или косвенно попадают под влияние плана. Ответы на все эти вопросы должны гармонировать между собой.

Также стоит ответить на вопрос: Какую цену мне придётся заплатить за реализацию данного плана? А затем решить, готов ли я заплатить эту цену. Если не готов – сократить свой план. При необходимости, можно составить «план по выполнению плана». Нам также может показаться, что такой большой план – с многоуровневым планированием, – это слишком сложно. В таком случае мы можем сфокусировать всё своё внимание на том, каков будет наш первый шаг. В этом случае нам понадобится «план осуществления первого шага».


ТЕЛЕПАТИЯ ОЖИДАНИЙ

Отдаём мы себе в этом отчёт или нет, но у каждого из нас есть свои ожидания – относительно самих себя, окружающих нас людей, обстоятельств и вещей. Эти ожидания, или иначе говоря наша ментальность, – влияют на объект наших ожиданий. Причём не важно, озвучиваем мы их или нет. Более того, ожидания влияют, даже если они неосознанные – когда мы не отдаём себе отчёта в их наличии. Ожидания приходят из нашего прошлого опыта. Эти ожидания – относительно нас самих и относительно других людей – оказывают существенное влияние на будущее. Поэтому закон ментальности гласит: если мы ожидаем слишком мало, слишком много, слишком долго – людям будет больно.
Примеры воздействующих ожиданий

Один из распространённых экспериментов, подтверждающих воздействие ожиданий на объект ожиданий – это замена лекарства плацебо-таблеткой: когда вместо настоящего лекарства доктор даёт пациенту обычный сахар, расфасованный в форме таблеток. В некоторых экспериментах даже сам врач не знает, какая из таблеток – плацебо, а какая – настоящая. Это делается для того, чтобы он передавал пациенту свою уверенность. Вместе с лекарством доктор передаёт пациенту своё понимание – интонацией, словами, мыслями, эмоциями, бессознательными действиями. Доктор может делать это ненамеренно, но факт остаётся фактом – его ментальность влияет на пациента. Очень часто подобная трансляция ожиданий происходит в школах, – когда в классах «естественным» образом появляются любимчики и «гадкие утята».

Опыт Брюса Уилкинсона, молодого профессора, пришедшего работать в один из колледжей – яркий пример такой трансляции ожиданий. Когда Брюс только пришёл работать в колледж, его старшие коллеги «подшутили» над ним, сказав, что 2-й курс, с которым он будет работать – особенный: «Ты новый профессор, но тебе доверили 2-й курс?! Удивительно. Ведь на этом курсе учатся самые лучшие студенты. Они очень заинтересованы в своём образовании и буквально запрыгивают на школьную скамью, – стремясь узнать как можно больше. Поэтому мы не можем поверить, что обучать их доверили именно тебе – новичку». Профессор увидел, что его старшие коллеги – не врали. Студенты всегда выполняли домашние задания и приходили абсолютно подготовленными. У них всегда было много интересных вопросов. Они были прекрасными учениками и на уроках разворачивались увлекательные дискуссии.

В середине семестра Брюс Уилкенсон и другие профессоры встретились с ректором колледжа. Ректор спросил Брюса:
– Как ваши дела, как вам нравится процесс обучения?
– Мне очень нравится, и я очень рад, что мне дали именно второй курс.
– Ну-ка, расскажите подробнее.
– Студенты настолько заинтересованы в учёбе, они делают все задания, так много учат. Учить их – одно удовольствие.
– Профессор, на самом деле у нас нет особенных студентов. Мы изменили политику колледжа, и распределили лучших студентов по всем группам.

Профессор был шокирован. Он пошёл к секретарю, и спросил: «Разве в этом году нет особой группы?» Секретарь подтвердил: «Нет». Он вернулся к себе в офис и посмотрел в записную книжку. Статистика была налицо – второй курс уверенно опережал по успеваемости всех остальных. Таким образом, ожидания профессора повлияли на успеваемость студентов. Профессор Брюс не говорил своим студентам, что они лучшие, но он общался с ними, как с таковыми, и результат – налицо.

Т.о. отдаём мы себе в этом отчёт или нет, но наши ожидания влияют на действительность. Если понаблюдать за учителями, можно заметить, как они даже на уровне поведения себя по-разному ведут – в зависимости оттого, с каким студентом общаются: с «подающим надежды» или с «бездарным». Если они ожидают от студента большего, то дают ему больше времени на ответ; заставляют его думать, задают более сложные вопросы. Если же преподаватели считают студента «бездарным», то перебивают его на полуслове и дают «правильный ответ» сами.

Ещё одна история, иллюстрирующая воздействие ожиданий: Мне тоже довелось пережить подобное к себе отношение. Это был весьма болезненный опыт. Некоторое время назад я обучала детей санскриту и для повышения своей квалификации решила отправиться на 9-дневный курс углубленного изучения санскрита. Нас разделили на несколько групп, и я случайно оказалась в группе очень продвинутых студентов, на фоне которых была самой глупой. Несмотря на то, что в нашей группе был хороший преподаватель, который искренне старался подать материал интересно и доходчиво, я после одного эпизода (когда позже всех подняла руку, чтобы дать ответ, и опоздала) стала очень сильно комплексовать. Ещё бы! Ведь до этого я была отличницей. Поэтому данное обстоятельство выбило меня из колеи. Я почувствовала себя глупой, и стала считать минуты до окончания. Мне хотелось провалиться сквозь землю. Прошло 7 мучительно долгих дней. На 7-й день у нас поменялся учитель, и этот новый учитель не знал, что я – «глупая». Он думал, что если я нахожусь в этой группе, значит достаточно квалифицированна для этого. Поэтому новый учитель стал спрашивать меня и вызывать к доске – наравне с остальными. Сначала у меня был внутренний протест: «Разве он не знает, что я глупая?!» Однако произошло чудо – я была в состоянии отвечать на его вопросы. Столь же быстро, как и остальные студенты; стала составлять свои предложения. Что же случилось? Поменялась ли я? Нет! Изменились лишь мои отношения с учителем.


Рецепт правильных ожиданий

Итак, мы упомянули закон ментальности и проиллюстрировали его на примерах. Этот закон можно представить в виде трёх концентрических окружностей. Самый маленький круг – это зона нашего комфорта. Самый большой круг – это зона паники. Тогда как средний круг – зона, в которой мы развиваемся. Т.о. если наши ожидания слишком слабые, мы держим людей в маленьком круге; если слишком большие – в большом круге. Средний же круг соответствует ожиданиям правильным.

Итак, все наши ожидания – проецируются в реальность. Поэтому очень важно научиться «телепатировать» правильные ожидания. В связи с этим можно подумать о расцветающем цветке: нужно прилагать усилия к тому, чтобы расцвести самому и помочь расцвести окружающим нас людям – обрести вдохновение прилагать все возможные усилия. Для этого существует одна простая формула, включающая в себя пять частей. Первая её составляющая связана с прошлым, вторая – с настоящим. Третья – промежуточная составляющая между прошлым и будущим. Четвёртая – будущее. Пятая – закрепление.

На первых порах – как и в случае с любой другой формулой – она наверняка покажется неудобной, искусственной, наигранной. Однако не переживайте – так происходит со всем новым. Когда мы всю жизнь делаем что-то неправильно – мы даже не подозреваем об этом; нам подобные действия кажутся вполне естественными. К примеру, не исключено, что вы сейчас телепатируете своим близким крайне деструктивные ожидания, которые ранят их. Поэтому неплохо было бы разобраться в том, как работает механизм телепатирования ожиданий, и сосредоточиться на том, как телепатировать правильные ожидания, – чтобы своими ожиданиями именно вдохновлять людей, а не ранить их. Итак, пять составляющих «формулы расцветания».

I. Будьте чуткими к людям, замечая и отмечая их заслуги. Каждый человек хотя бы что-то делает правильно. По крайней мере иногда. Не существует людей, которые поступают неправильно абсолютно всегда и абсолютно во всём. Каждый человек хотя бы иногда что-то правильное делает. Заметьте это и отметьте это! «Ты посещаешь все семинары! Этот человек кричит на вас, а вы очень смиренны!», – говорите людям о том хорошем, что вы заметили в них.

II. Говорите людям, что вы чувствуете по этому поводу. «Я очень вдохновляюсь, видя, что некоторые из вас посещают все семинары». «Меня очень вдохновляет, когда я вижу, что на вас кто-то прикрикнул, а вы при этом остались смиренным».

III. Убедитесь, что сказанное вами затрагивает нечто особенное. Это самая важная составляющая в «формуле расцветания». Без неё предыдущие две не сработают и, соответственно, сердце человека не раскроется. Всё сказанное, – пусть даже оно сказано искренне от сердца, – будет просто хорошим комплементом, не более. Убедитесь, что замеченное вами – это нечто особенное. Не опускайтесь до банальностей вроде «Ты всегда такой милый, такой хороший».

IV. Говорите людям о своих ожиданиях на будущее. Причём наши ожидания должны совпадать с их чаяниями (сокровенными мечтами, «бессознательными» стремлениями). Т.о. наши ожидания не должны быть какой-то искусственной ментальной установкой, которую мы накладываем на других людей. Наша цель – раскрыть сердца, помочь им расцвести. Поэтому чаяния людей и «замеченная заслуга» должны совпадать. Однако замеченное нами должно быть достаточно широким – чтобы люди на базе нашей похвалы могли создать свою собственную идею. Например: «Я вижу, что некоторые из вас очень тщательно всё записывают. Видя это, я понимаю, что не зря проделала свою работу. Я уверена, что с этими записями вам будет гораздо легче внедрить в практику озвученные мной идеи».

V. Соприкасайтесь с людьми: смотрите на них, смотрите в глаза; если уместно, прикоснитесь, похлопайте по плечу – подчёркивая тем самым свою о них заботу. Однако ни в коем случае не делайте этого в целях манипулирования людьми. Соприкосновение с людьми должно преследовать одну единственную цель – дарить ощущение настоящей любви, согревающей сердца людей и помогающей им раскрыться. Это ощущение можно дарить как одному человеку, так и большой группе людей; своей семье, друзьям и даже самому себе.

Как отличить манипуляцию от вдохновения? Манипуляция означает, что я пытаюсь эксплуатировать кого-либо. Я пытаюсь использовать знание психологии для своих собственных целей. Поэтому меня не заботит, пойдут ли мои действия человеку на благо. Тогда как вдохновлять – значит служить. Мы в любом случае передаём свои ожидания. Если мы не телепатируем их намеренно, это не значит, что мы не передаём их вообще. Мы уже всё время телепатируем свои ожидания; мы уже влияем на других людей. Просто мы передаём свои ожидания неосознанно.

Поэтому я прошу вас начать делать это осознанно: отслеживать, правильно ли вы телепатируете свои ожидания (помогая людям раскрыться) или же неправильно (раня сердца людей), и сознательно выбирать правильный способ передачи ожиданий. В самом начале – поскольку вы практикуетесь – это будет выглядеть несколько искусственно и внешне походить на манипуляцию. Не беда. Любая практика поначалу выглядит несколько искусственной. Стадию искусственности невозможно просто перескочить. Вместе с тем, пожалуйста, будьте искренними в своём стремлении расцвести самим и в своём стремлении помочь расцвести окружающим вас людям.

Интересно, что мы влияем не только на равных и младших, но даже и на старших. Например, когда я приезжаю в какой-то новый город, люди думают: «О, это великая ученица Прабхупады». Мне приходится работать над тем, чтобы оправдывать ожидания и быть хорошей. Или другой, негативный, пример: «А! Вы ещё один лидер-обманщик?! У нас их уже столько было...» – такое настроение аудитории тоже не проходит бесследно.


Пример самопрограммирования (от ЕМ Джаянанды даса)

Начав практиковать принципы, описанные в «Бхагавад-гите», вы очень быстро начнёте переживать опыт внутреннего счастья, – даже находясь в достаточно затруднительных обстоятельствах. Вы будете меньше беспокоиться и больше наслаждаться. Ваша сила в концентрации, память, внимание и сообразительность – увеличатся. Вы будете работать с большей энергией, более уверенно и более эффективно. Также будете лучше взаимодействовать с людьми. Вы ощутите лёгкость во всех своих повседневных делах. Ночью вы будете немедленно засыпать, а утром просыпаться абсолютно свежим, – даже если будете спать меньше нормы. Со временем вы поймёте реальную цель своей жизни, и свою уникальную роль в этом творении.

PS. Итак, домашнее задание. Вернее не задание, а развлечение. Я хочу, чтобы в ближайшие 24 часа вы определённым образом взаимодействовали с тремя разными людьми. Одним из этих трёх можете быть вы сами. Начните замечать, как вы взаимодействуете, как вы общаетесь, как вы передаёте свои ожидания; а также проанализируйте, посредством чего вы телепатируете свои ожидания и каким образом они могут повлиять на других.


КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Вы хороший человек? Вы культурный человек? Что способствовало вашему становлению, как культурного человека? Как вы узнали, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Откуда к вам пришло это понимание?
Каждый человек естественным образом стремится быть хорошим, при этом вкладывая в понятие «быть хорошим» свои собственные представления и ценности, – заложенные в него ещё в глубоком детстве. Эти представления и ценности передаются из поколения в поколение посредством культуры, которая в свою очередь тесно связана с духовной составляющей нашей жизни. Т.о. культура регламентирует негласные нормы поведения. Поэтому в разных частях мира, – различающимся по присущим им культурным традициям – есть своё представление о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Например, поведение приемлемое в России может быть неприемлемым в Америке, и наоборот. Даже проявление дружелюбия может разниться – в зависимости оттого, в рамках какой культуры оно проявляется.

В былые времена, когда не было телевидения, радиоэфира и Интернет, культурное наследие – вместе с его негласными правилами – передавалось исключительно через личный пример старших и через те правила, которые они устанавливали. Тогда люди жили в маленьких деревушках-общинах и практически никогда не выходили за пределы своей деревни. Поэтому их представления о «хорошем» и «плохом» формировалось в процессе взаимодействия со старшими. Авторитет старших был для них незыблем. Однако в наши дни авторитеты не популярны, – мало кто следует примеру старших и прислушивается к устанавливаемым ими правилам, – вследствие чего подобный механизм передачи культурного наследия в наши дни уже не работает. Это связано с тем, что благодаря телевидению и Интернет мы имеем счастье наблюдать великое множество противоречащих друг другу примеров. Поэтому если кто-то скажет, что «вы русские и поэтому должны следовать таким-то правилам» – его никто не послушает. Особенно учитывая тот факт, что современная русская культура сосредоточена как раз на том, как обходить правила, и уж точно не на том, как следовать им. Поэтому давать русскому человеку правила – плохая затея.

Однако, даже несмотря на тотальное ниспровержение авторитетов и принципиальное противостояние каким бы то ни было правилам, передача культурного наследия всё-таки возможна. Культурные ценности передаются посредством трёх универсальных механизмов: истории, самскары (отпечатками впечатлений в памяти) и отношения.

I. Истории. Испокон веков основным способом передачи культурных ценностей были истории. Мы слушаем истории от пожилых людей, родителей, учителей. Телевидение, фильмы и даже музыка – также подпадают под категорию историй. Истории характерны тем, что обходят неприступную оборону человеческого эгоизма. Посредством истории, мы можем донести до человека очень серьёзное послание, дать ему серьёзное наставление – сказать ему практически всё что угодно. Рассказывая историю, мы можем чуть ли не напрямую называть человека дураком, – а он, не видя подвоха, будет кивать головой. Ведь мы же просто историю рассказываем! Посредством истории мы представляем идеализированные формы «хорошего» и «плохого»: «Вот этот герой положительный, а этот – отрицательный. Эти люди воплощают собой добро, а эти – зло. Хорошие люди делают вот это, а плохие – вон то». Истории могут быть как правдивыми былинами, так и выдуманными сказками.

Ярким примером подобного способа передачи культурных ценностей является «Шримад-Бхагаватам» – непревзойдённый шедевр литературного творчества. «Шримад-Бхагаватам» состоит исключительно из историй, а вся излагаемая в нём житейская мудрость, вплетена в эти истории. Некоторые истории основаны на исторических фактах, а некоторые представляют собой выдуманные аллегории. Нарада Муни, – один из самых видных героев «Шримад-Бхагаватам», – очень часто прибегает к помощи аллегорий. Благодаря аллегориям ему удаётся донести свои наставления даже до самых невосприимчивых до советов личностей.

Поэтому, пытаясь донести до человека какую-то важную мысль, выделите время для истории. Так вы и человека не заденете, и удовольствие ему доставите. Ведь слушать истории нравится всем! Любой лектор знает: когда начинаешь рассказывать историю, аудитория сразу же преображается; все становятся счастливыми, расслабленными и внимательными. Кроме того, никто не засыпает во время лекции! Однако, стоит лишь начать перечислять пункты правил, как все погружаются в анабиоз. Т.о., посредством историй можно завладеть вниманием людей и донести до них серьёзные вещи.

Однако избегайте историй, которые несут в себе противоречивые ценности. Чем опасны противоречивые ценности? Консультируя людей, которые обращаются ко мне со своими проблемами, я очень часто обнаруживаю, что в их доме есть телевизор. Мне как-то даже написали письмо: «Спасибо за то что помогли моему брату и его жене. Вы, должно быть, великий психолог, – поскольку знали, что их проблема заключалась в телевизоре». Однако, дело не в психологии. Слушая противоречивые истории, вещаемые телевизором, – которые пронизаны духом материалистичной культуры, – мы совершенно неожиданно придём к тому, что будем принимать соответствующие им противоречивые ценности.

II. Самскары. Каждая культура старается дать своим последователям сильный эмоциональный опыт, связанный с позитивными или негативными аспектами данной культуры. Самые очевидные инструменты для такой передачи – это праздники и наказания. Подобные инструменты формируют у людей определённые самскары, поэтому, собираясь передавать культурные ценности кому-то, – например своим детям, – нужно осознанно работать над тем, чтобы у людей откладывались позитивные самскары. Например, вы учите ребёнка петь, и вы видите, что он фальшивит. У вас может возникнуть желание прикрикнуть на него. Однако вы должны понимать, что ваша реакция отложит в памяти ребёнка соответствующую самскару, и у детей музыка будет ассоциироваться с плохим настроением. Если же мы будем давать людям сильный позитивный эмоциональный опыт, то они будут заинтересованы в дальнейшем общении с нами и будут заинтересованы в том, чтобы перенимать наши ценности. Вот три коротких истории, иллюстрирующих данный факт:

«Как-то раз мы приехали с дочкой в Канаду. Я зашла в магазин, а дочку оставила на улице. Выйдя из магазина, я обнаружила, что она спряталась в автобусе. Дочь рассказала, что увидела подозрительного дяденьку, который как ей показалось, занимается похищением детей. После этого, всякий раз когда она вспоминала о Канаде, к ней возвращалось это тревожное чувство».

«Отец каждое утро вставал в 5 утра и также будил меня, затем мы в течение двух часов проводили утро вместе. Так было каждый день. Когда я была маленькой, мы просто играли, а когда повзрослела – разговаривали о серьёзных вещах. Благодаря этому я приучилась к тому, что ранние утренние часы – самые счастливые. Кроме того, я никогда не курила – просто потому что меня отец попросил об этом. Почему я его слушалась? Потому что чувствовала любовь».

«Моя мать выделяла по 1 часу в неделю для каждого из своих 14 детей. В это время она общалась только с ним и ни с кем другим. Моё время было в четверг в 18:00. Для меня это был самый счастливый день и самое счастливое время. Это чувство сохранилось, даже когда я повзрослел, и когда уже не общался по четвергам с матерью. Что бы ни происходило в моей жизни и чем бы я не занимался, если это был вечер четверга, я был абсолютно счастлив».

Итак, выступая в роли учителя, мы должны сознательно работать над тем, чтобы у наших подопечных откладывались исключительно позитивные самскары. Самскара характерна тем, что при возникновении соответствующего стимула – это может быть определённый запах, пища, географическое место, человек, музыка, – мы немедленно переключаемся на другую волну, и у нас пробуждаются сильные эмоции. Самскары имеют очень могущественное влияние, и они могут возникнуть лишь двумя способами: либо через сильное эмоциональное переживание (как в истории про маму и дочку в Канаде), либо посредством повторяющегося опыта (как в истории про двухчасовое общение в ранние часы).

III. Отношения. Я перенимаю ценности другого человека и образ его поведения – только если люблю его. Причём не важно, какое он положение занимает – высокое или низкое; родитель он, директор или кто-либо ещё. Иногда родители думают, что дети примут их культуру на одном лишь основании того факта, что они их родители. Нет, это не работает. Я буду прислушиваться к человеку лишь в том случае, если у нас с ним есть любовные отношения на уровне сердца. У каждого из нас должен быть хотя бы один такой человек, – с которым у меня есть тёплые сердечные отношения, и на которого, будучи связанным этими отношениями, я равняюсь.

Иногда люди устанавливают подобные отношения с нежелательными личностями. Поэтому если у вас есть дети, или если вы выступаете для кого-то в роли наставника, убедитесь в том, что ваши подопечные устанавливают сердечные отношения исключительно с правильными людьми. Бывают случаи, когда родителям не удаётся наладить со своими детьми сердечный контакт. В подобных ситуациях нужно быть честным с самим собой, и не пытаться навязать сердечные отношения силой – любовь невозможно навязать, «насильно мил не будешь». Если вам не удаётся наладить с ребёнком сердечный контакт, помогите ему встретить человека, с которым ему удастся наладить такой контакт. Не пускайте этот поиск на самотёк, а прикладывайте сознательные усилия в поиске такого человека.

Итак, это три могущественнейших механизма передачи культурного наследия, пользуясь которыми, мы гарантированно сможем передать культурные ценности новому поколению. Придерживаясь этих механизмов, мы тем самым пробудим в новом поколении естественное желание приобщиться к нашей культуре. Так они примут наш авторитет и будут прислушиваться к тем правилам, которые мы устанавливаем. Другого способа стать авторитетом для своих подопечных – не существует.

PS. Т.о. мы рассмотрели три темы: как составлять сбывающиеся планы, как возлагать на людей правильные ожидания и как передавать своим подопечным культурно-нравственное наследие. Усвоив соответствующие уроки и применив их на практике, мы будем вдохновлёнными сами, и будем способны вдохновлять всех тех, кто с нами соприкасается.