Гарвардская Школа Бизнеса – берёт уроки из древних ведических шастр

Ключевые решения для бизнеса, шастры-первоисточники. Операционный менеджмент: президент, исполнительный директор; корпоративная культура, самоуправление, стимулы, стиль жизни.
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Слово шастра – это обобщающий термин, охватывающий широкий круг философских, духовных, научных и социальных текстов ведической культуры. В шастрах, среди прочего, подробно разработаны такие дисциплины, как математика, экономика, бухучёт, психология. Все эти дисциплины оперируют универсальными принципами, которые оказываются полезными при решении самых разнообразных задач современного бизнеса, в том числе в таких сферах как: менеджмент, маркетинг, производство, материаловедение, бухгалтерия, управление персоналом. Однако в формате одной статьи мы можем представить лишь пунктирный обзор того, что шастры могут предложить современному бизнесу.

Ключевые решения для бизнеса: Среди широкого круга интересных с точки зрения бизнеса вопросов, мы рассмотрим четыре: 1) бизнес и связи с общественностью, 2) операционный менеджмент, 3) корпоративная культура, 4) самоуправление.

Шастры-первоисточники: Среди наиболее известных следующие: 1) четыре Веды (Риг, Яджур, Сама, Атхарва); 2) Упа-веды (Аюрведа, Дханурведа, Гхандарва-веда, Артхашастра, Калашастра); 3) даршаны, или философские школы (Санкхья, Йога, Веданта и даже атеистическая Чарвака); 4) эпосы, такие как Рамаяна, Махабхарата, Бхагаватам; 5) Упанишады; 6) Пураны.


I. БИЗНЕС И СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ. В этом контексте ведические тексты описывают три естественные стремления человека: артха (потребность в процветании), кама (потребность в наслаждении), дхарма (потребность в нравственности; этика).

1) Артха. Одна из функций бизнеса – обогащение развивающих его партнёров; посредством производства ценных товаров и услуг, их внутреннего распределения, внешней торговли, финансовых операций и другой подобной деятельности.

2) Кама. Для третьих лиц товары и услуги бизнеса – это возможность удовлетворить свою потребность в наслаждениях.

3) Дхарма. Процветание владельцев бизнеса и чувственные наслаждения потребителей его продуктов и услуг – это лишь один из показателей эффективности бизнеса, но ни его главная цель. Главная же цель бизнеса – это благополучие всех живых существ (сарва лока хитам), т.е. клиентов, дилеров, поставщиков, инвесторов, кредиторов, чиновников и владельцев. Данная цель бизнеса – это дхарма-карья, его добродетельный вклад в общее благополучие.


II. ОПЕРАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. В современном бизнесе есть четыре важные роли, для каждой из которых в шастрах есть ценные рекомендации.

Президент. Современные владельцы бизнесов могли бы извлечь много полезных уроков из ролевых моделей праведных царей, Раджа-риши. Вот несколько из них:

1) йатха раджа татах праджах – каков царь, таковы и подданные; ценности и манеры царя влияют на поведение подданных;

2) поддерживать связь – своевременно получать отчёты от своих региональных администраторов и министров; и кроме того, оперативно доносить свои решения до всех подразделений, по всем городам и сёлам;

3) держать руку на пульсе и путешествовать по царству – на случай если кто-то из подопечных составил отчёт недобросовестно, или же подошёл к этому процессу формально;

4) служение – благополучие праджей, народа, первейшая забота царя;

5) законы, основанные на дхарме – праведное правительство.

Исполнительный директор. Главное – он должен быть шрештхой (образцом для подражания) – не словом а делом пример показывать.

1) Бережливость: бережное отношение ко всем вверенным ресурсам (физическим, финансовым, людским).

2) Система дисциплины: йад йад ачарати шрештхас / тат тат эветаро джанах – что бы ни делал великий человек, обыкновенные люди следуют его примеру.

3) Установка стандартов: са йат праманм куруте / локас тад анувартате – какие бы нормы ни устанавливал он своим поведением, их придерживается вся организация.

4) Гармонизация: шрештха должен быть беспристрастным и усмирять конфликтные и нагнетающие ситуации.

5) Искренность: должен проявлять готовность слушать хорошие советы; сулабхах пуруша раджан / сататам прийа-вадинах / априйасйа ту патхйасйа / вакта шрота ча дурлабхах – «Сладкими словами охотно делятся многие. Однако когда дело доходит до актуальной, полезной, горькой правды, её говорят лишь единицы, а людей готовых принять её и того меньше».


III. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. В условиях либерализации и глобализации – это пожалуй наиболее острый вопрос для правительства и промышленности. В шастрах есть много предписаний по этому поводу.

1) Ориентация на должностные обязанности: удйогам пуруша лакшанам – «выполнять должностные обязанности в духе йоги, без привязанности к плодам, но добросовестно»; ма те санго ’ств акармани – «не отказывайся от выполнения своих обязанностей».

2) Корпоративные стандарты: разгильдяйство и халтура – не приемлемы; йогах кармасу каушалам – «посвяти жизнь йоге, которая является искусством деятельности»; мастерство имеет несколько аспектов, в том числе продуктивность, качество и обслуживание.

3) Гармония: избегайте деструктивной вражды и конфликтов; ма видвишамах – «не ссорьтесь»; саматвам йога учйате – «выполняйте долг невозмутимо, без привязанности, не беспокоясь о результате».

4) Отрешённость: слово «отрешённость» часто понимается неправильно как фатализм или забитость; наш же идеал – активное действие, но в духе непривязанности; карманй эвадхикарас те / ма пхалешу кадачана – «Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей».

5) Дисциплина: акцент прежде всего должен быть сделан на самодисциплину, и только в последующую очередь на внешней дисциплине; атма эва хандух атманах рипу эва ча – «ум может быть как другом, так и врагом»; атманатманам натманам авасадайет – «с помощью ума человек должен освободиться от разрушительного поведения».


IV. САМОУПРАВЛЕНИЕ. Если бы нужно было выявлять «отличительные преимущества», «ключевое преимущество» и «уникальное торговое предложение» шастр – то это однозначно будет систематическая модель самоуправления. В то время как западная мысль сосредоточена на внешне мире, ведическая мысль начинается с путешествия вглубь себя, а продолжается связью себя с Высшей Абсолютной Истиной.

1) Самоосознание. Главное предписание шастр: «познай себя».

2) Стимулы. Понимать и корректировать свои стимулы; не подавлять их; удовлетворять их законным образом; затем выйти за их пределы; и в конце концов направить энергию своих стимулов в благородное русло; уменьшить тамас (лень, бездействие, негативизм, цинизм, страх, тревога), преобразовать раджас (агрессия, эгоизм, взбалмошность, энергичность) в саттву (утончённый, высокоэффективный, сфокусированный, спокойный, гармонизующий, социально-адаптированный подход к делу). Наш раджас обесточивает других; наша саттва вдохновляет других прикладывать энергию в правильном направлении.

3) Стратегии. Выбор и комбинирование из различных подходов; в зависимости от времени, места и обстоятельств. Карма-йога – основной путь линейного персонала и руководителей низшего звена (рутинная деятельность). Гьяна-йога – путь руководителей среднего и высшего звена, которые обеспечивают концептуально дальновидное руководство. Бхакти-йога – путь руководителя бизнеса; на основе сомнений и безверия устойчивые результаты не могут быть достигнуты; вера в людей, в их потенциал, сотрудничество с заинтересованными лицами; способность разрешать противоречия в сообществе; а также в человеческой судьбе, в связи с Высшей Абсолютной Истиной – всё это должно быть добавлено к корпоративному видению в процессе составления стратегических планов, научно-исследовательской деятельности, инвестиций, глобализации и т.п.

4) Стиль жизни. Постепенный переход от одного социального статуса к другому: брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (уход от дел), санньяса (отречение). Одна из проблем семейного бизнеса и корпоративной преемственности, – нежелание старших перейти в стадию ванапрастхи, дав дорогу молодому поколению, а самим консультативную поддержку им оказывать.

5) Самообогащение. Основная проблема менеджмента и экономики подавляющего числа фирм состоит в том, что они сосредотачиваются исключительно на максимизации прибыли; но при этом не заботятся о полезности производимых товаров и услуг. Однако прибыль – не единственное направление самообогащения. Шастры представляют несколько направлений самообогащения, – каждое последующее выше предыдущего:

- анна-майя-коша (физическое тело – возможность питаться здоровой пищей это большое чудо);

- прана-майя-коша (контроль дыхания является вспомогательным средством для профилактики заболеваний и поддержания хорошего здоровья);

- мано-майя-коша (ум это палка о двух концах; он может быть как другом, так и врагом);

- вигьяна-майя-коша (интеллект);

- ананда-майя-коша (наслаждение беспримесной радостью, пришедшей в результате осознанной жизни, самодисциплины, личностного роста и социального вклада); и это не пустые слова; напротив, стремление к выгоде любой ценой, как это в большинстве своём происходит, – вот что является настоящей иллюзией.

Mrityunjay. B. Athreya, DBA (Harvard). Teaching from Shastras for Modern Management // IETE Technical Review. 13(6), 1996. pp. 351-353.